Эрнст Трир Мёрх родился в Дании в 1908 году. И к тому времени, когда нацисты появились в его родной стране в 1940, он был работающим врачом, анестезиологом и ученым.
Он изобрел гораздо лучший респиратор (чтобы позволить анестезированным пациентам дышать), чем когда-либо прежде. Построив его из старой канализационной трубы и велосипедного насоса.
И он провел новаторские исследования карликовости и генетики. Которые впоследствии использовались после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Чтобы определить, какой ущерб радиация нанесла ДНК выживших.
Даже если бы он остановился на этом, он был бы великим человеком
Но когда пришли немцы, он присоединился к сопротивлению. И вместе со своими сослуживцами начал делать все возможное для борьбы с оккупантами.
Для начала они основали подпольную газету, используя украденное печатное оборудование. Делясь новостями о действиях союзников по подрыву немецкой пропаганды. (Впоследствии за голову Мёрха была назначена награда в полмиллиона долларов.)
Им также удалось завладеть немецкими планами бомбардировок и тайком передать их союзным войскам в Лондоне. Спрятав микрофильмы в заднице посыльного в маленькой трубке.
В 1943 году оккупационные войска объявили, что собираются депортировать всех евреев в Дании. Всего около 7000 человек, в концентрационные лагеря.
Сопротивление начало делать все возможное, чтобы скрыть их. Принимая людей в больницу под характерными датскими именами, такими как Кристиансен. Однако этого было недостаточно. Гестапо по-прежнему было решительно настроено найти и уничтожить всех датских евреев.
Операция по спасению
Вот тут-то и пригодились члены. Нееврейское население Дании, как правило, не подвергалось обрезанию. Поэтому у гестапо вошло в практику просить любого мужчину, которого они подозревали, сбросить штаны и показать пенис. Если он был обрезан, они стреляли на месте.
К Мёрху и его коллегам-врачам обращались еврейские беженцы, чтобы сделать им операцию. Мёрх использовал навыки, которые он приобрел, будучи молодым лейтенантом в Медицинском корпусе Королевской датской армии. Где одной из его обязанностей было сшивание ушей лошадей. Когда офицеры случайно отрезали от них куски, вынимая мечи.
“Требовалось несколько операций, и это выглядело действительно ужасно. Но это настолько смутило гестапо, что, по крайней мере, они не расстреляли их на месте” – вспоминал он в интервью.
Позднее Мёрхом и компания начали вывозить людей контрабандой, платя рыбакам. Чтобы они спрятали их в своих лодках и отправили в Швецию. Как только нацисты узнали об этом, они начали посылать ищеек на рыбацкие лодки. Чтобы вынюхивать любых беженцев, скрывающихся там.
Какое же решение нашел Мёрх? Кокаин.
Он и его друг-фармацевт Олуф Хюбнер обнаружили, что если высушить кроличью кровь и превратить ее в порошок, это приводило собак в восторг. Затем они добавили кокаин – девять частей крови, одну часть кокаина. И получили порошок, блокирующий обоняние. Собаки возвращались не найдя никого, их носы были нейтрализованы кокаином.
Была, однако, еще проблема младенцев и маленьких детей. Две группы, которые не всегда молчат. Здесь нестандартные навыки анестезии Мёрха снова вышли на первый план. Предоставив родителям барбитуратные суппозитории. Которые они могли использовать, чтобы ввести своих детей в опасную кому. Из которой, конечно, врачи, ожидающие в Швеции, могли бы их вывести.
В конце концов, из 7 000 евреев в Дании 6 500 спаслись благодаря Мёрху и остальным участникам сопротивления.
Операция “Белые автобусы”
Если этого было недостаточно, Мёрх также участвовал в операции “Белые автобусы”. В ходе которой около 21 000 узников концлагерей были спасены и вывезены Красным Крестом.
В какой-то момент колонна автобусов, заполненная больными и умирающими заключенными, оказалась в ловушке из-за бомбардировки союзниками.
К счастью, Мёрх был с графом Фольке Бернадотом, главой Шведского Красного Креста. “Я дал Бернадоту десять центов, – рассказывал Мёрх, – и попросил его позвонить своему отцу. Который оказался королем Швеции. И попросить его позвонить своему двоюродному брату. Который оказался королем Англии. И попросить его позвонить генералу Эйзенхауэру. Который отвечал за бомбардировку. И попросить его задержать дело на несколько минут.
И это сработало! Бомбежка прекратилась. Мы помчались через горящий город. Потом снова начались бомбардировки”.
В заключении
Мёрх многое сделал и в оставшуюся жизнь. Он был первым человеком, которому когда-либо было поручено обезболить лошадь короля Дании. Чего он достиг, установив аппарат, на котором он должен был прыгать вверх и вниз, чтобы лошадь дышала.
Более того, разработанные им аппараты искусственной вентиляции легких, трахеостомические трубки и ларингоскопы улучшили и спасли бесчисленное количество жизней. А его методы становились все более и более распространенными.
Мёрх умер в 1996 году в возрасте 87 лет. И, хотя он был неизвестен, он, по общему мнению, был достаточно популярен. А ведущие журналы мира анестезии публиковали его.
Тот героизм, решимость и креативность, которые он проявил во всех сферах своей жизни, несомненно, заслуживают того, чтобы стать еще более известным.