Это одна из самых удивительных и дерзких шпионских операций эпохи Холодной войны. К сожалению, до сих пор с нее не снята полностью завеса тайны. Так что о том, насколько успешным был проект, можно только догадываться.
Поход
К-129 – одна из стратегических подводных лодок Тихоокеанского флота СССР. Она была введена в эксплуатацию в 1959 году. Лодка с экипажем из 98 человек имела на борту три баллистические ракеты и две торпеды с ядерными боеголовками.
Судно отправилось в очередное патрулирование в феврале 1968. Поход должен был завершиться 5 мая.
Большая часть патрулирования должна была проходить в условиях радиомолчания. Одним из дней установления радиосвязи было 8 марта. Но этого не произошло.
Крушение
В поисках по возможному маршруту К-129 участвовало более 30 кораблей различных типов и более 50 самолетов. В течение 72 дней обыскивались огромные территории, но результатов получено не было. Ничего не было найдено.
Точная причина крушения К-129 до сих пор неизвестна. Выдвигаются такие версии, как взрыв водорода произошедший при зарядке аккумулятов, разрушение корпуса из-за превышения максимальной глубины, столкновение с другим судном.
СССР держал исчезновение подводной лодки в секрете. Но 2,5 месяца активности на Тихом океане не могли остаться незамеченными. Американцы вскоре догадались, что произошло. Следующей задачей было найти потерянную советскую лодку.
В то время в США была создана гидроакустическая противолодочная система. Она позволяла отслеживать и определять местонахождение подводных лодок.
Анализ записей системы показал, что звук, похожий на взрыв, был зафиксирован 8 марта. Также было определено место, откуда раздался звук. В 2500 км. к северо-западу от Гаваев. Далеко от того места, где искали русские.
Американцы направили туда шпионскую подводную лодку “Палтус”. После поисков К-129 была обнаружена на глубине около 5000 метров. Камеры “Палтуса” сделали множество фотографий. На их основании были сделаны выводы, что лодка затонула в результате взрыва во 2-й и 3-й ракетной шахте.
Glomar Explorer
Лодка была полна предметами, имеющими разведывательное значение: сама лодка, баллистическая ракета, предположительно уцелевшая в шахте №1, ядерные торпеды, книга кодов и т.д. Неслучайно американцы начали задумываться о поднятии лодки.
Но это было совсем непросто. Поднять подводную лодку или ее часть с глубины 5000 метров считалось для того времени невыполнимой задачей. Тем не менее работа была начата.
Для проведения операции под названием “Азорский проект” требовалось судно специального назначения. Поэтому правительство США обратилось к известному бизнесмену Говарду Хьюзу, известному широкой публике по фильму “Авиатор”. Компания Хьюза имела опыт разработки глубоководных добывающих судов.
В июне 1970 года к месту крушения К-129 прибыл один из кораблей, принадлежавших компании Хьюза. Но тут американцев ждал неприятный сюрприз.
По результатам исследований было начато строительство корабля и сооружений, которые будут поднимать лодку. Длина корабля составляла 189 метров, ширина – 35 метров, водоизмещение – 51 тысяча тонн.
Под судном было специальное помещение – сухой бассейн, с открывающимися и закрывающимися дверцами. Здесь должен был располагаться зажим, который будет удерживать К-129. Лодку поместят туда, а после того, как вода будет слита, начнутся исследовательские работы.
Разработка Glomar Explorer обошлась в 350 миллионов долларов, что эквивалентно 1,62 миллиарда долларов в 2023 году. По информации, поступившей в прессу, Говард Хьюз планировал с помощью этого корабля собирать марганцевые конкреции из глубин океана. Общественность, неоднократно ставшая свидетелем его безумных проектов, поверила этой лжи.
Подъем
Это был уже май 1974 года. Операцию предполагалось провести с июля по август. Потому что погодные условия в то время были более благоприятными. Но когда все было готово, когда все испытания закончились, произошло нечто неожиданное.
5 июня воры ворвались в штаб-квартиру Хьюза в Голливуде. Вместе с деньгами были похищены некоторые документы. В том числе документы, доказывающие сотрудничество с ЦРУ. Этот инцидент вызвал шок в Вашингтоне.
Была ли это обычная кража или советская операция? И не появятся ли завтра эти документы в печати или, того хуже, в Москве? После серьезных раздумий было решено продолжить.
1 августа хомут “обнял” переднюю часть К-129 и начал подниматься. Вес груза составил более 7 тысяч тонн. Когда лодку начали поднимать, одна из клешней сломалась. Тем не менее процесс продолжался.
Но примерно на полпути еще несколько клешней сломались, и большая часть поднятой части лодки упала на дно океана. В зажиме осталась только передняя часть длиной 12 метров.
Glomar Explorer отправился на Гавайи со своим драгоценным грузом и бросил там якорь. “Азорский проект” подошел к концу.
Американцы не совсем добились того, чего хотели. В частности, они не смогли поднять баллистическую ракету, которой придавали большое значение. Считается, что единственная уцелевшая ракета упала обратно в океан.
Однако были получены две торпеды с ядерными зарядами, шифровальная аппаратура, материалы по характеристикам баллистических ракет и много другой ценной информации.
В поднятой части лодки были обнаружены тела шести моряков. Видеозапись церемонии их перезахоронения в океане с воинскими почестями была позднее передана директором ЦРУ президенту Б. Ельцину в 1992 г.
В заключении
Некоторая информация об операции была приоткрыта в 2010 году, и только тогда выяснилось ее название – “Азорский проект”. В 2024 году исполнится 50 лет со дня подъема К-129. В США после этого периода многие документы будут рассекречены. Будем надеяться, что “Азорский проект” не станет исключением.
СССР же никак не отреагировал на статьи в прессе США об операции. Видимо, решив проигнорировать тот неприятный факт, что не смогли найти собственную лодку, и американцы нашли ее и подняли.