Угон секретного советского самолета МиГ-25

Угон секретного советского самолета МиГ-25

 

6 сентября 1976 года случилось то, что потрясло политическое и военное руководство СССР. Пилот ВВС, старший лейтенант Виктор Беленко угнал секретный МиГ-25 в Японию. И попросил убежища в Соедененных Штатах.

Случаи попадания секретной советской техники в руки вражеских стран бывали и раньше. Например, в 1953 году северокорейский летчик сбежал в Южную Корею на МиГ-15.

В 1966 году Моссад убедиль иракского пилота перегнать в Израиль истребитель МиГ-21. А еще три года спустя израильский спецназ похитил радиолокационную станцию ??П-12, подаренную Египту СССР.

Но все это произошло по вине союзных стран. Теперь собственный летчик, член Коммунистической партии, не просто сбежал за границу, но и угнал сверхсекретный истребитель.

 

Виктор родился в 1947 году. Когда ему было два года, его родители развелись. Окончив школу с отличием, он поступил в медицинский институт, но вскоре был призван в армию.

 

Виктор Беленко

 

Виктор родился в 1947 году. Когда ему было два года, его родители развелись. Окончив школу с отличием, он поступил в медицинский институт, но вскоре был призван в армию. После срочной службы он изменив свои планы, поступив в авиационное училище. И окончил его в 1971 году.

После обучения летчика направляют в высшее авиационное училище. Скорое принятие в члены партии доказывает, что во время учебы и службы он не был замечен в каких либо сомнительных действиях.

В 1975 году уже старший лейтенант, женатый и отец одного ребенка, Беленко по собственному желанию был направлен на Дальний Восток. И начинает службу в 530-м авиационном полку. Расположенном в Чугуевском районе Приморской области. Здесь ему доверяют полеты на новейшем МиГ-25.

 

В 1975 году уже старший лейтенант, женатый и отец одного ребенка, Беленко по собственному желанию был направлен на Дальний Восток. И начинает службу в 530-м авиационном полку.

 

Самый быстрый истребитель

 

После Второй мировой пристальное внимание было направлено на развитие сверхзвуковой авиации. Скорость звука впервые была преодолена 14 октября 1947 года.

Американцы немного опередили СССР, выпустив в 1953 году первый сверхзвуковой истребитель F-100. Ответом СССР стал МиГ-19, серийное производство которого началось в 1955 году. Позже были запущены другие, более быстрые самолеты. Эти самолеты, со скоростью до 2-х скоростей звука, назывались истребителями второго поколения.

Вскоре появились самолеты, превышающие 2 Max, т.е. в два и более раз превышающей скорость звука. МиГ-21 был принят на вооружение в 1959 году в СССР, а F-4 Phantom II – в 1960 году в США. Эти самолеты считаются истребителями третьего поколения.

 

Самолет, угнанный Беленко, также был продуктом этой авиационной гонки. Хотя он не мог соперничать с СР-71 (последний считается самым быстрым реактивным самолетом за всю историю). Максимальная скорость МиГа составляла 3000 км/ч.

 

Самолет, угнанный Беленко, также был продуктом этой авиационной гонки. Хотя он не мог соперничать с СР-71 (НАТО-вский самолет разведчик, который считается самым быстрым реактивным самолетом за всю историю). Максимальная скорость МиГа составляла 3000 км/ч.

Но даже при этом военные советские секреты были одним из главных желаний разведки США. Но на этот раз спецоперации не потребовалось. МиГ-25 в прямом и переносном смысле упал с неба.

 

Побег

 

О причинах побега Беленко существуют различные и противоречивые предположения. По некоторым версиям, он был недоволен бардаком, царящим в Советской армии. Пьянством командиров, задержкой в ??получении очередного звания. Иногда к этим причинам добавляют напряженность в семье.

Какова бы ни была причина, Беленко принял окончательное решение за месяц до побега. К тому времени он понимал, что нужно бежать на МиГ-25. Чтобы запросить убежище в США.

 

О причинах побега Беленко существуют различные и противоречивые предположения. По некоторым версиям, он был недоволен бардаком, царящим в Советской армии. Пьянством командиров, задержкой в ??получении очередного звания. Иногда к этим причинам добавляют напряженность в семье.

 

6 сентября 1976 года с аэродрома близ Чугуева взлетели несколько самолетов. Пилотам предстояло совершить тренировочный полет. Вскоре после взлета Беленко отстал от остальных и сразу же снизился, направляясь в сторону Японии. Полет продолжался на высоте около 30 метров, что позволяло ему уклоняться от радаров.

Примерно через час он пересекает советско-японскую границу. Пилот хотел посадить свой самолет на авиабазе Титосэ на острове Хоккайдо. Но понял, что ему не хватит топлива. Тогда он принимает решение садится в ближайшем гражданском аэропорту.

При посадке он чудом избежал столкновения с взлетавшим пассажирским самолетом. Топливный бак был почти пуст.

 

“Вещественное доказательство”

 

Пилот хотел посадить свой самолет на авиабазе Титосэ на острове Хоккайдо. Но понял, что ему не хватит топлива. Тогда он принимает решение садится в ближайшем гражданском аэропорту.

 

Советская сторона потребовала от Японии как немедленного возвращения самолета, так и встречи с Беленко. Разумеется, американцы не собирались возвращать чудом полученный самолет. Японцы заявили: “По факту нарушения границы возбуждено уголовное дело. Самолет является вещественным доказательством.”

Встреча с Беленко была организована 9 сентября в Токио. Представитель СССР, на самом деле офицер КГБ, пытался уговорить летчика вернуться. “Мы знаем, вы заблудились, и были вынуждены приземлиться”. Беленко прервал его: “Я полетел добровольно”. Когда встреча закончилась тщетно, кгбэшник шепнул уходящему летчику: “Мы тебя достанем”.

Американцы хотели переправить самолет к себе, но японцы не пошли на столь открытую конфронтацию с СССР. МиГ был разобран, погружен на транспортный самолет и доставлен на авиабазу Хякури на Хонсю. Где его тщательно изучили американцы.

 

Американцы хотели переправить самолет к себе, но японцы не пошли на столь открытую конфронтацию с СССР. МиГ был разобран, погружен на транспортный самолет и доставлен на авиабазу Хякури на Хонсю. Где его тщательно изучили американцы.

 

Стало ясно, что МиГ-25, хотя и обладает рядом качеств, не является такой совершенной машиной, как представлялось. Самое главное, его скорость отставала от скорости истребителей США.

Одним из главных недостатков было отсутствие радара. Двигатели требовали много топлива, поэтому радиус полета был небольшим. Электроника самолета, система распознавания “свой-чужой” американцев тоже не впечатлили.

Разобранный МиГ был передан советской стороне 15 ноября. По условию, поставленному японцами, та должна была в течение дня осмотреть полученное. Они предполагали, что сделать это будет невозможно. Но СССР заявил, что 20 деталей не хватает. И подал против Японии иск на 10 миллионов долларов. Которые так и не были выплачены.

 

В заключении

 

Виктор Беленко в 1980 году получил гражданство США. В одном из своих интервью он сказал, что труднее всего ему было привыкнуть в Америке к "свободе выбора".

 

Виктор Беленко в 1980 году получил гражданство США. В одном из своих интервью он сказал, что труднее всего ему было привыкнуть в Америке к “свободе выбора”.

По некоторым данным, Беленко был заочно приговорен в СССР к расстрелу. Более того, чтобы подавить желание тех, кто хотел бы подражать ему, ходили слухи, что КГБ собирался найти и убить Беленко. Но не успел СССР убить своего бывшего летчика, как прекратил свое существование.

Сообщается, что 76-летний Виктор Беленко все еще жив и проживает в США.

 

 

 

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Maxim/ автор статьи
Загрузка ...
Дневник истории