Интеллектуальные машины: Каспаров, Deep Blue и логика шахмат

Интеллектуальные машины: Каспаров, Deep Blue и логика шахмат

 

Когда около тридцати лет назад, компьютер Deep Blue выиграл партию у Гарри Каспарова, все задались вопросом, не встретил ли наконец человеческий интеллект достойного противника.

В тот год чемпион мира по шахматам спас мир от неминуемого антиутопического будущего порабощения суперкомпьютерами. Ну, не совсем…, но многим так показалось.

Ведь Deep Blue ошеломил всех, победив Каспарова в первой же партии. Однако в итоге Каспаров выиграл матч, победив со счетом 4:2. И человечество вздохнуло с облегчением и благодарностью.

Тем не менее, тот факт, что вскоре программа выиграла у мастера, потряс шахматное сообщество и не только.

 

Разумный компьютер?

 

Разумный компьютер?

 

Итак, к 1996 году казалось, что по крайней мере один компьютер был умным или разумным или мог делать что-то похожее на то, что мы называем мышлением.

Другими словами, казалось, что предсказание математика, взломщика кодов Второй мировой войны и теоретика компьютерных наук Алана Тьюринга наконец-то сбылось. Машины могут достаточно хорошо имитировать человека, чтобы мы поверили в их интеллект.

Термин “искусственный интеллект” (ИИ) был введен в 1950-х годах. Сегодня он включает в себя нейросети, структура и процессы которых имитируют человеческий мозг.

Хотя в 1996 году Deep Blue проиграла матч с Каспаровым, когда она выиграла первую партию серии, многие люди гадали, что же будет дальше?

После 37 ходов Каспаров сдался, завершив первую партию матча. Тем не менее, Каспаров вернулся и выиграл матч. Заявив, что Deep Blue не является непобедимым. Но человеческая гордыня по поводу собственного интеллектуального превосходства была, пожалуй, посрамлена.

 

Хотя в 1996 году Deep Blue проиграла матч с Каспаровым, когда она выиграла первую партию серии, многие люди гадали, что же будет дальше?

 

Призрака нет, есть только машина

 

После того как компьютерщики IBM модернизировали Deep Blue, второй матч был назначен на 1997 год. И снова мир затаил дыхание. И так продолжалось шесть партий, пока Каспаров не признал поражение. Deep Blue победил, и 34-летний Гарри Каспаров впервые в жизни проиграл шахматный матч. И проиграл он его компьютеру.

После шокирующего поражения у людей появились… мысли. Некоторые, например, считали, что победа Deep Blue говорит о том, что она умнее очень умного человека. И в какой-то мере это было правдой.

 

Логика шахмат

 

Логика шахмат

 

В наши дни существует огромное количество шахматных приложений. Будь то начинающий шахматист, гроссмейстер или что-то среднее, вы можете найти программу, с которой сможете проверить свое мастерство. Общим для вас и программы является формальная логика.

Рассмотрим следующее логически корректное рассуждение: A или B. Не A. Значит, B. Таким образом, отрицание одной половины утверждения “или” логически приводит к другой половине. Это мы начинаем понимать еще в раннем возрасте. Но что происходит, когда в рассуждениях присутствует ложь.

Вот Саша, ребенок четырех-пяти лет. “Саша, – говорю я. “У меня есть конфета в этой руке, – продолжаю я, тряся левым кулаком, – или в этой”. Теперь я трясу другой кулак.

Она кивает, глаза блестят от предвкушения конфет. “Хорошо”.

 

Вот Саша, ребенок четырех-пяти лет. "Саша, - говорю я. "У меня есть конфета в этой руке, - продолжаю я, тряся левым кулаком, - или в этой". Теперь я трясу другой кулак.

 

Я разжимаю левый кулак. “Он не в этой руке, так что…”

Теперь она практически прыгает от восторга. “Вот она! Она здесь!” – восклицает ребенок, бьющий по правому кулаку. Да! Это логически верное умозаключение! Единственно возможное, учитывая обстоятельства. Но…

Я разжимаю правую руку – она пуста. Саша ошарашено смотрит на него. Смятение сменяется недоумением, ужасом и, наконец, опустошением, по мере того как ребенок осмысливает эту реальность. Мгновение спустя она падает в рыданиях. “Извини, жизнь тяжела. И логика тоже”.

Вдруг Саша поворачивается ко мне и сквозь рыдания и сопли кричит: “Ты мне врал!”.

 

Нет, это не Каспаров после проигрыша Deep Blue, это Саша!

Нет, это не Каспаров после проигрыша Deep Blue, это Саша!

 

Она права, и это потому, что логика требует, чтобы конфета была в правой руке. Тот факт, что это не так, означает, что одно из двух других моих утверждений ложно. Но оно было жёстко представлено как истинное. Какое из них ложь? “У меня конфеты в одной или в другой руке”.

Это означает, что как нечеловеческие, так и человеческие машины могут делать логически правильные выводы. Иными словами, формальные логические системы лежат в основе вычислительных алгоритмов, в том числе и шахматных программ.

 

Конечная игра для интеллектуальных машин и шахмат

 

Идея мыслящих машин, таких, какими мы видим их сегодня, не нова. Фактически, она возникла задолго до того, как Тьюринг впервые выдвинул гипотезу, которую мы сейчас называем тестом Тьюринга на интеллект.

 

Конечная игра для интеллектуальных машин и шахмат

 

Например, в 1666 году молодой немецкий философ и математик Лейбниц опубликовал работу, в которой обосновал возможность автоматизации знаний. Он назвал это своим “великим инструментом разума”.

Может быть, уже более 350 лет назад мы представляли себе будущее, в котором машины будут думать за нас?

Перенесемся в 2023 год. В Валенсии (Испания) прошел чемпионат мира по компьютерным шахматам – турнир между шахматными программами, периодически проводимый с 1974 года. Да, у шахматных программ есть свои турниры. Кто же теперь самый умный?

 

 

 

Будем благодарны за Вашу поддержку!
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 3 из 5 )
Maxim/ автор статьи
Загрузка ...
Дневник истории