История единственного в России авианосца “Адмирал Кузнецов” – это история амбиций, несчастий и ряда казусов. Которые кажутся слишком многочисленными, чтобы быть простым совпадением.
Это история, которая отражает бурную историю самой России, особенно в постсоветский период.
Как корабль назовешь…
Советский флот был велик и дееспособен, а его смертоносность на море основывалась на ракетной мощи тяжелых крейсеров класса “поверхность-поверхность”. Их авианосцы вообще не были авианосцами, поскольку не имели ни катапульт, ни механизмов разгрузки. И могли поддерживать только вертолеты и реактивные самолеты с возможностью вертикального взлета.
Однако возможности американских авианосцев не остались для них незамеченными. В апреле 1982 года на заводе в Николаеве (Украина), единственном предприятии, способном строить авианосцы для Советского Союза, был заложен корабль, который первоначально назвали “Рига”.
К моменту спуска корабля на воду в 1985 году он был переименован в “Леонид Брежнев”.
Затем, после начала ходовых испытаний, его переименовали в “Тбилиси”. А после вступления в строй – в “Адмирала флота Советского Союза Кузнецова”. Названного так в честь Николая Кузнецова, героя Советского Союза, сыгравшего важную роль во Второй мировой войне.
В конце 1991 года “Кузнецов” столкнулся с дополнительным осложнением: Советский Союз начал распадаться, а Украина провозгласила независимость.
Новый президент Украины заявил, что судно является украинской собственностью. И должен оставаться в порту Севастополя до дальнейших распоряжений.
Однако заместитель командующего Северным флотом России приказал кораблю выйти в море. Что и было сделано, и в итоге корабль прибыл в свой новый порт приписки – Мурманск.
Заметные отличия
Уникальность конструкции “Кузнецова” заключалась в том, что самолеты, базировавшиеся на нем, запускались из трех различных положений. С помощью трамплина на носу, а не катапульт. Это ограничивало количество вылетов по сравнению с американскими авианосцами.
На борту “Кузнецова” также находились вертолеты для противолодочной борьбы, поисково-спасательных операций и транспортировки легких грузов.
Кроме того, он обладал впечатляющим наступательным потенциалом в виде 12 противокорабельных крылатых ракет большой дальности класса “поверхность-поверхность” П-700 “Гранит”.
В качестве топлива на “Кузнецове” использовался мазут. Низкокачественный тяжелый мазут, применяемый на электростанциях и в других подобных областях.
Советские кораблестроители выбрали мазут в качестве источника энергии потому, что он дешев и распространен. Однако сжигание мазута на борту “Кузнецова” приводило к образованию заметного шлейфа густого черного дыма. Видимого на больших расстояниях. Что является тактическим недостатком.
Кроме того, густой черный дым проникал в нижние помещения. Вызывая проблемы с дыханием у тех, кто проводил на борту больше нескольких дней.
Дым над водой
За более чем 32 года существования “Кузнецов” совершил всего шесть переходов. И ни разу – более чем на 90 суток. Это резко контрастирует со среднестатистическим авианосцем ВМС США. Который за тот же период времени осуществляет рейды вдвое чаще и на вдвое большее время.
Первое боевое применение “Кузнецова” состоялось в конце 1995 года. Но вскоре после того, как авианосец прошел Гибралтар и вошел в Средиземное море, на нем сломались испарители. И корабль был вынужден встать на якорь у сирийского Тартуса. Не имея возможности самостоятельно производить воду, пригодную для употребления людьми.
Неудачи “Кузнецова” продолжались в течение многих лет. Многочисленные механические поломки, недобросовестное обслуживание и даже пожары.
В конце 2016 года во время последней командировки в Сирию два боевых самолета его авиакрыла разбились при попытке приземлиться обратно на палубу. Далее судно вернулось домой, изрыгая черный дым.
С 2018 года “Кузнецов” был выведен из эксплуатации и стоял в сухом доке на ремонте. В октябре 2018 года гигантский кран врезался в корабль и образовал отверстие глубиной около пяти метров.
В декабре 2019 года в трюме вспыхнул пожар. В следствие чего погиб по меньшей мере один член экипажа, несколько человек получили ранения, а ущерб оценивается в 8 миллионов долларов.
По данным ТАСС, он также находился на ремонте с 2001 по 2004, 2008 и 2015 годы.
Фактически программа капитального ремонта и модернизации, призванная продлить срок службы судна на 25 лет, может оказаться тем смертельным ударом, который окончательно выведет “Кузнецова” из строя.
В целом можно сказать, что беды “Кузнецова” – это беды матушки-России. С момента распада СССР и наиболее остро в последующие годы.
В заключении
Российская армия превратилась в некую потемкинскую деревню, в лучшем случае – во внушительный фасад. Самым свежим доказательством этого являются результаты после вторжения на Украину. Как следствие, долгосрочное здоровье таких кораблей, как “Кузнецов”, пострадало.
В итоге история “Кузнецова” – это поучительная история об опасности амбиций без необходимых ресурсов и обязательств по их поддержанию. Это история корабля, на который возлагались большие надежды. Но в результате ряда неблагоприятных событий он превратился в тень себя прежнего.
Это история, которая отражает бурную историю самой России, особенно в постсоветский период.