Инцест в греческой мифологии и культуре
Союзы между близкородственными богами очень распространены в греческой мифологии. Гея сочеталась браком со своим сыном Ураном. Кронос и Рея были родными братьями и сестрами, как Зевс и Гера или Посейдон и Деметра.
Но в этом суть. Божественное – это совсем другой котел, именно потому, что оно божественно. Рассказ о том, как боги нарушили то или иное табу, не следует воспринимать как одобрение поступка человека – как раз наоборот.
Помимо общего экзистенциального несоответствия между двумя группами. Которое постоянно подчеркивается, боги также были освобождены от негативных последствий своих действий. Поэтому жили беззаботно.
Когда же дело доходит до смертных, мифология действительно сурова и темна. Идея о том, что нарушение границ человеческой природы наказывается, занимает центральное место в греческой мысли и мифах.
Когда греки достигли вершины самосознания в классический период (5-й и 4-й вв. до н.э.), они добавили культурные оттенки к своему отвращению к кровосмесительной непристойности.
Еврипид, например, говорит, что дочь Елены Троянской, Гермиона пренебрежительно относится к союзам отца и дочери, матери и сына и (полнородных) братьев и сестер. Считая их обычным явлением среди “всех варваров”.
Инцест в Древней Греции
Каждая цивилизация имеет свой собственный взгляд на вещи и их определение. В современном мире инцест – это общий термин для обозначения брака и/или секса между близкими родственниками. Будь то родитель и ребенок, братья и сестры, дядя/тетя, племянник/племянница.
Рамки этих ограничений в значительной степени были сформированы христианством. Наряду с другими социальными и биологическими факторами. Хотя было несколько печально известных нарушений. Таких как династия Габсбургов, которые женили дядей на племянницах и двоюродных братьев друг другу.
У греков были оговорки по отношению к некоторым из этих отношений, но не ко всем и не в равной степени. Примечательно, что в древности в Греции не существовало единого термина для инцеста.
Инцест между предками и потомками, особенно между родителями и детьми, неизменно считался большим табу и запрещался. Это было не только по моральным причинам. Платон, который предлагал наказывать за это смертью, выражал обеспокоенность по поводу разницы в возрасте. Которой он приписывает потенциальные проблемы со здоровьем потомства.
С другой стороны, сводные братья и сестры могли жениться. В Афинах, о которых мы знаем больше всего, только если они были от одного отца. Союзы дяди и племянницы не были редкостью. Например, царь Спарты Леонид женился на дочери своего брата Горго.
Политические и экономические причины кровосмешения
Полнородный брак сложнее. Первоначально казалось, что в Греции, как и в большинстве других средиземноморских цивилизаций, этого не допускали.
Египет был заметным исключением (хотя степень этого обсуждается). Это важно, потому что, когда Александр Македонский завоевал империю Ахеменидов, Египет стал частью его царства. И, в конечном итоге, независимым эллинистическим царством под управлением его полководца Птолемея.
Греки, которые жили там, особенно представители царской династии Птолемеев, приняли полнородный брак. И практиковали его на протяжении эллинистического и римского периодов. Однако он оставался локальным и необычным.
Еще одна вещь, которую необходимо прояснить, это то, что большинство кровосмесительных браков заключались по политическим и экономическим причинам.
Когда мужчина умирал без сыновей, от его дочери обычно требовалось выйти замуж за своего дядю по отцовской линии, двоюродного брата или другого близкого родственника. Чтобы наследство могло остаться в семье.
Такие девушки были известны как патрохухи в Спарте, эпиклерои в Афинах, патроиокои в Гортине и Крите. Дополнительный стимул к полнородным бракам, предпринятый греками Египта, можно объяснить, среди прочего, их попыткой сохранить свое существование в качестве ярко выраженного элитарного этнического меньшинства.
Во всяком случае, инцест неприемлемого рода был делом нелегким. В Афинах слухи и обвинения в порочных желаниях и неуместных связях распространялись направо и налево. Особенно против видных деятелей, у которых были социально-политические противники.
Например, Алкивиада, чья яркая личность и авантюризм много раз делали мишенью. Его обвиняли в том, что он спал со своей матерью и дочерью. Жизни и карьеры могли быть запятнаны, если не полностью уничтожены такими обвинениями. В Риме тоже было так.
В заключении
При этом нельзя не заметить, что иногда инцестуозные, особенно детско-родительские, союзы обладали некой сверхъестественной, потусторонней привлекательностью. Как это часто бывает с табу.
Те, кто участвовал в них, нарушили человеческие условности и каким-то образом увидели божественное. Хотя и извращенным и опасным образом.
Кровосмесительные отношения в династиях Птолемеев, Египта и Персии могли быть попытками создать такое символическое объединение. Позже даже появилась поэма о том, как персы считали, что продукты инцеста между матерью и сыном естественным образом позволяют проникнуть в божественные тайны и становиться магами.