Демонстрация гениталий в искусстве эпохи Возрождения

Демонстрация гениталий в искусстве эпохи Возрождения

 

Ostentatio genitalium (демонстрация гениталий) относится к разрозненным традициям живописи эпохи Возрождения. Приписывающим формальное, тематическое и богословское значение пенису Иисуса.

То, что эти изображения, похоже, были созданы добросовестно и с благочестивыми намерениями, озадачивает историков искусства. И многие отказываются признать эту категорию достойной внимания. Или отличной от наготы ангелов и херувимов.

Тем не менее, как показывают примеры, заметное внимание, уделяемое фаллосу Христа, не может ускользнуть даже от самого беспристрастного взгляда. Не будет преувеличением сказать, что это, вероятно, была самая табуированная тема в христианской мысли на протяжении двух тысяч лет.

 

Ostentatio genitalium (демонстрация гениталий) относится к разрозненным традициям живописи эпохи Возрождения. Приписывающим формальное, тематическое и богословское значение пенису Иисуса.

 

В отличие от классических скульптурных условностей, которые, за исключением некоторых, часто демонстрирующие мужские гениталии в состоянии вялой скромности. Э?ти изображения эпохи Возрождения шокируют. Потому что они так часто не так целомудренны. Христос воскрес, но не так, как мы привыкли ожидать.

 

История обнаженности

 

Начиная примерно с 1260 года и получив широкое распространение, прежде чем окончательно сойти на нет в XVII веке, ostentatio genitalium изменила византийскую тенденцию изображать Христа бесполым. А его недостающие органы покрыты плоскими прозрачными покрывалами.

Это был символ чистоты и совершенства, вытекающий из представлений августинцев о том, что несвоевременная эрекция является напоминанием о “грехе непослушания” Адама.

 

"</p

 

Однако в традиции ostentatio genitalium кажется верным обратное: именно визуальная мужественность Христа подтверждает Его божественность.

Естественный вопрос, который можно задать после того, как мы переведем дыхание, будет заключаться в том, почему? Как последователи религии, чьи семь небесных добродетелей включают в себя благоразумие и воздержание, решают на протяжении столетий почитать явно плотское видение своего спасителя?

Есть много теорий по вопросу о происхождении. Некоторые указывают на растущее влияние францисканского благочестия в тринадцатом веке. Которое пришло с лозунгом nudus nudum Christum sequi (“обнаженный, чтобы следовать за обнаженным Христом”).

Другие уделяют меньше внимания репродуктивным органам. И скорее рассматривают это изображение как часть тенденции эпохи Возрождения к анатомическому натурализму. Эта тенденция иногда доходила до крайности, в искусстве и в жизни.

 

Однако в традиции ostentatio genitalium кажется верным обратное: именно визуальная мужественность Христа подтверждает Его божественность.

 

Аллегории

 

Американский историк искусства, российского происхождения, Лео Стейнберг, придумал термин “ostentatio genitalium” в своем знаменитом противоречивом исследовании этого феномена.

Он считал, что это последнее искушение – ошибка. Вопросы о сексуальности Христа не были заимствованы из прошлого. А органически возникли из мистических вопросов о Воплощении. Когда Бог освободился от божественности и принял смертную форму.

“Избавленный от греха и стыда, – пишет Стейнберг , – половой член Христа свидетельствует о той изначальной невинности. Которая была утеряна в Адаме”. Вернее, совершенство Христа способно искупить образы, чаще связанные с искушением и пороком, чем с религиозным благочестием.

 

Американский историк искусства, российского происхождения, Лео Стейнберг, придумал термин "ostentatio genitalium" в своем знаменитом противоречивом исследовании этого феномена.

 

Еще более удивительным, чем содержание этих картин, является тот факт, что эта богословская символика была доступна многочисленным граверам, художникам и зрителям.

Это неожиданность, которая, возможно, говорит о своего рода забвении. “Массовом историческом отступлении от мифических оснований христианства”. Контексте, в котором эти образы когда-то были разборчивы.

Для Стейнберга традиция ostentatio genitalium использует “уравнение эрекции-воскресения”. Которое позволяет зрителю получить доступ к священной тайне “умерщвленной-живой плоти”.

Мы находим яркий пример этого “уравнения” в нескольких работах голландского художника Мартена ван Хемскерка под названием “Человек скорби”. На которых изображен воскресший Христос со стигматами, чья набедренная повязка открывает гораздо больше, чем скрывает.

 

Мы находим яркий пример этого "уравнения" в нескольких работах голландского художника Мартена ван Хемскерка под названием "Человек скорби". На которых изображен воскресший Христос со стигматами, чья набедренная повязка открывает гораздо больше, чем скрывает.

 

В образах, где ткань успешно облачает Сына Божьего, разрастание струящегося материала может стать заряженной заменой. Как, например, в “Аллегории спасения” Вольфа Хубера (ок. 1543 г.). Где обмякший змей безжизненно висит на далеком кресте, а хитон Христа развевается.

 

Спорная теория

 

“Открытие” ostentatio genitalium вызвало восхищение и критику со стороны многих ученых. Однако недостаток аргументов, пытающихся доказать согласованность этого жанра, возникает из-за отсутствия доказательств. Многие произведения искусства, которые могли бы поддержать эту теорию, были испорчены. А тело Христа было покрыто или изменено в результате актов иконоборчества и реформации.

Тем не менее, есть десятки картин и рисунков, в которых гениталии Христа, несомненно, занимают центральное место. Есть картины младенца Христа, касающегося пениса. И Девы Марии, держащей пенис младенца Христа.

 

"</p

 

На некоторых изображениях младенец Христос демонстрирует свои гениталии в стиле, подобном Венере, демонстрирующей свой пол. Снова и снова, мы видим молодого Богочеловека, выставляющего напоказ свою наготу.

И хотя это изображения, кажутся, в разной степенью взывающими к воображению, подчеркивающими гениталии Иисуса, мы никогда не узнаем, почему.

Вполне вероятно, что действия и произведения искусства, которые зрителю двадцать первого века кажутся исключительно сексуальными, когда-то имели расширенный теологический подтекст.

 

В заключении

 

Можно добавить, что в нашу эпоху отрицание церковью сексуальности Христа идет параллельно ее отрицанию человеческой сексуальности. Табу, которые всплывают на поверхность в одном скандале за другим.

 

 

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Maxim/ автор статьи
Загрузка ...
Дневник истории