В 1913 году на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе под руководством Игоря Сикорского был построен первый в мире четырехмоторный самолет С-21, названный “Русский Витязь”. Он также был первым, где была установлена полностью закрытая кабина. Этот гигантский корабль благополучно совершил 54 полета, прежде чем был уничтожен в результате наземной аварии.
Рождение самолета-великана Илья Муромец
В 1914 году Сикорский развил свой успех, создав первый в истории четырехмоторный бомбардировщик С-22. Он получил название Илья Муромец, в честь легендарного средневекового богатыря. Новая машина обладала прямыми, нерасширенными четырехсекционными крыльями с элеронами только наверху. Фюзеляж был длинным и тонким, с полностью закрытой кабиной для экипажа из пяти человек. 12 февраля 1914 года под управлением самого Сикорского “Илья Муромец” поднялся на высоту 2000 метров. Он находился в воздухе около пять часов, неся с собой 16 пассажиров и собаку! Этот спектакль, не имеющий аналогов в мире, вызвал интерес у военных, и было куплено 10 экземпляров самолетов.
Самолет имел размах крыльев более 30 метров и весил более 4,5 тонн. Самая продвинутая модель имела запас хода 5 часов и потолок более 3000 метров. Он имел бомбовую нагрузку 500–700 килограммов и мог оснащаться семью пулеметами. Четыре 150-сильных двигателя позволяли бомбардировщику лететь со скоростью 120-140 километров в час.
В задней части фюзеляжа имелись спальные отсеки для экипажа из пяти человек, туалетная комната, небольшой столик и отверстия для подъема механиков на крылья для обслуживания двигателей во время полета. С 1915 по 1918 год более 75 единиц С-22 были направлены на Восточный фронт. Эти самолеты совершили более 400 бомбардировок по целям в Германии и странах Балтии. И только один бомбардировщик был потерян в результате боевых действий. В феврале 1918 г. многие из самолетов были уничтожены русскими, чтобы не допустить захвата наступающими немецкими войсками.
После начала Первой мировой войны в 1914 году Сикорский построил еще примерно 80 гигантских кораблей. Они были объединены в элитное формирование, известное как эскадрилья «Воздушных кораблей». 15 февраля 1915 года они начали согласованную двухлетнюю кампанию бомбардировок целей на восточных окраинах Германии и Австрии. Самолеты “Илья Муромец” несли особо тяжелые грузы – бомбы весом более 400 килограммов. Могучие русские самолеты-великаны также были мощны и хорошо вооружены. Из 422 боевых вылетов только один был потерян, но и это случилось в бою, в котором он сбил трех немецких истребителей. Операции прекратились после русской революции 1917 года. Многие бомбардировщики были уничтожены на земле. Горстка сохраненных служила для инструктажа в ВВС Красной Армии до 1922 года.
Разработка
К началу XX века Россия не была так развита в промышленном отношении, как другие европейские державы. Однако она вступила в Первую мировую войну с первым в мире четырехмоторным самолетом “Илья Муромец”.
Добившись успеха с рядом небольших самолетов, Игорь Сикорский весной 1912 года присоединился к Русско-Балтийскому вагоностроительному заводу. Здесь он приступил к проектированию массивного самолета Большой Балтийский. Его размах крыльев составлял более 25 метров, а длина около 20. Первоначально Сикорский намеревался использовать только два рядных двигателя Argus мощностью 100 л.с. Хотя ему удалось взлететь 2 марта 1913 года, Большой Балтийский оказался недостаточно мощным. Сикорский решил добавить два дополнительных двигателя. Они были установлены в тандеме с первыми двумя.
Начиная с мая 1913 г. Сикорский совершил несколько испытательных полетов, после чего переконфигурировал все двигатели. Теперь они находились на передней кромке нижнего крыла. Это оказалось гораздо более успешным, о чем свидетельствует полет 2 августа 1913 года, в котором он поднял в воздух восемь человек и находился в воздухе в течение более 2 часов.
Следующая версия самолета, послужившая прототипом версий военного времени, была представлена в декабре 1913 года. Она была похожа на Большой Балтийский, но имела гораздо больший фюзеляж, вмещавший до шестнадцати пассажиров. К весне 1914 года Сикорский разработал С-22, получивший прозвище “Илья Муромец”. Самолет успешно совершил перелет длиной 2500 километров туда и обратно между Санкт-Петербургом и Киевом в июне 1914 года.
Первые типы “Ильи Муромца” были предназначены в первую очередь для перевозки пассажиров. Поэтому с началом войны Сикорский начал работу над немного меньшей версией. Которую можно было бы использовать в качестве бомбардировщика.