Голем, легенда мистического создания

Голем, легенда мистического создания

 

Роман “Франкенштейн”, пожалуй самая известная история, в которой человек пытается сыграть в Бога. В попытках сотворить живое существо. Похожая история издавна существовала и в еврейском фольклоре. Однако в ней есть некоторые существенные отличия.

Например, монстр Франкенштейн создается как соединение частей тел трупов, а голем, создан из глины. Сила науки подарила жизнь Франкенштейну, тогда как голему была дана жизнь мистическим путем.

Големы стали повсеместными фигурами в современном фольклоре, фигурирующими повсюду, от романов до мира Minecraft. Но откуда они взялись?

Слово происходит от еврейского “golem”, означающего “бесформенная масса”. Слово “голем” используется в Библии один раз, и переводится по-разному. Чаще всего под ним понимают “несформированное тело” в смысле развития эмбриона с момента зачатия.

Основная история голема, пропитанная еврейским фольклором, обычно следует заданному пути. Очень умный и образованный человек, обычно раввин, создает существо из глины, чтобы служить еврейской общине.

 

Голем, легенда мистического создания

 

Затем этому существу дается своего рода квази-жизнь, путем вырезания или иного способа нанесения на тело существа мистической фразы. Такую ????как тайное имя Бога.

Хотя он бесшумный, он чрезвычайно силен и не очень вдумчив. Часто что-то идет не так, например, плохо сформулированная команда, и голем превращается из полезного защитника в угрозу. Затем его создатель вынужден уничтожить существо, меняя его животворящую надпись.

 

В начале

 

В Талмуде, центральном тексте еврейской теологии, берущем свое начало в устных традициях, первый человек описывается как голем. Бог сформировал Адама из праха, собранного со всего мира. И после того, как его форма была определена, “душа была брошена в него”.

Големы как и антропоморфные фигуры, созданные людьми, появляются примерно в одиннадцатом веке.

 

В Талмуде, центральном тексте еврейской теологии, берущем свое начало в устных традициях, первый человек описывается как голем. Бог сформировал Адама из праха, собранного со всего мира.

 

В некоторых старинных историях големы были созданы из почвы. Затем, его создатель, с танцами распевал заклинания, призывая Бога по имени. Чтобы убить существо, нужно было пойти в противоположном направлении и произнести заклинание задом наперед.

Големы стали основой еврейского мистицизма. Почти всегда их оживляла сила слова: либо святое имя Бога, написанное и вводимое в рот глиняной фигуры. Либо еврейское слово, означающее “истина”, написанное на ее голове. Удалив первую букву, emet можно было заменить на met, слово, обозначающее смерть, и голем был бы деактивирован.

Как и Адам, големы созданы из земли. Но поскольку они созданы людьми, а не Всемогущим Богом, они никогда не смогут быть полностью людьми.

Говорят, что поэт и философ XI века Соломон бен Иуда создал голема, чтобы он служил своему дому.

 

Как и Адам, големы созданы из земли. Но поскольку они созданы людьми, а не Всемогущим Богом, они никогда не смогут быть полностью людьми.

 

А философ XII века Самуэль бен Калонимус хе-Хасид из Шпейера создал голема, немого слугу, который сопровождал его в его путешествиях по Франции и Испании.

Истории о големах сохранялись и развивались на протяжении веков. В 17 веке раввин Джозеф Дельмедиго писал о големах: “Ходит много легенд такого рода, особенно в Германии”.

 

Голем Хелма

 

Также в 17 веке несколько авторов зафиксировали историю, что раввину Илии (1550–1583) удалось создать голема. Илия бар Аарон Иуда Баал Шем был главным раввином Хелма, города в Польше.

 

Голем Хелма

 

По традиции, главный раввин создал голема из глины и оживил его своими чудесными силами. В рыночные дни голем стоял на страже с топором в руке. Если бы кто-нибудь угрожал члену еврейской общины, голем зарезал бы обидчика.

Когда голем стал настолько силен, что сам раввин начал его бояться, он отвел голема на чердак и там стер букву алеф. В результате раввин Лёв удалил с голема имя Бога, тем самым превратив его обратно в безжизненную статую.

 

Голем Праги

 

Говорят, что Иуда Лев бен Бецалель создал голема, чтобы защитить свой народ от погромов и других антисемитских нападений. Раввин Лев родился в Польше (тогда входившей в состав Священной Римской империи) в начале 16 века. Большую часть своей жизни он служил раввином в Моравии и Богемии.

 

По традиции, голема можно было призвать во время кризиса. И он обладал способностью вызывать духов мертвых. Также обладая способностью стать невидимым.

 

Самым ранним известным источником легенды, связывающей этого знаменитого ученого с големом, является немецкая книга, опубликованная в 1834 году.

По традиции, голема можно было призвать во время кризиса. И он обладал способностью вызывать духов мертвых. Также обладая способностью стать невидимым.

Но, положив начало легенде, которая продлится столетия, голем, как оказалось, следовал инструкциям слишком буквально. Например, когда голема попросили нарубить дров, он попытался срубить целый лес. Также было замечено, что голем становится больше и сильнее, чем он был изначально создан.

 

Големы - столь необычные и бударажащие воображение фигуры, что они являются источником вдохновения и по сей день. В них по-прежнему чувствуется очарование и загадка. Но они также напоминают людям о том, что значит быть человеком.

 

Големы – столь необычные и будоражащие воображение фигуры, что они являются источником вдохновения и по сей день. В них по-прежнему чувствуется очарование и загадка. Но они также напоминают людям о том, что значит быть человеком.

 

 

 

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Maxim/ автор статьи
Загрузка ...
Дневник истории