В нескольких известных случаях 20-го века пластическая хирургия позволила преступникам оставаться в бегах. Но с быстрым прогрессом в точности технологии распознавания лиц скрыть свою личность становится все труднее.
Британский грабитель Ронни Биггс сделал это в 1960-х. Колумбийский наркобарон Хуан Карлос Рамирес Абадиа, известный как “Чупета”, делал это (несколько раз!) в 1990-х. Но могут ли сегодняшние беглецы успешно уйти от разоблачения с помощью пластической хирургии?
Не совсем. Уже нет. В то время как Лондон долгое время лидировал в мире по видеонаблюдению. Имея одну камеру на каждых 14 жителей, другие города и страны догоняют его.
Технология распознавания лиц стала значительно более эффективной, работая со скоростью и масштабами, которые только увеличиваются.
Защитники конфиденциальности продолжают предупреждать нас, чтобы мы были осторожны не только в отношении ошибок в этих системах, но и в самих их целях и структурах.
Защитники продолжают задаваться вопросом: есть ли способ спрятаться у всех на виду?
Поиск способов спрятаться
Позвольте быть предельно ясным: хотя существуют как сомнительные, так и законные причины, по которым люди могут хотеть избежать цифрового наблюдения и обнаружения. Некоторые люди, такие как Биггс и Чупета, скрывались от уголовного преследования. Другие могут участвовать в акциях гражданского неповиновения или просить убежища. Или просто хотят защитить свою частную жизнь.
Независимо от причины, избегать технологии распознавания лиц становится все труднее. И, как обсуждают и исследуют как пластические хирурги, так и профессионалы в области уголовного правосудия, даже пластическая хирургия больше не обязательно поможет.
Есть хаки. Конечно, есть хаки, начиная от весьма инстаграмного “ослепляющего камуфляжа”. В котором используется множество контрастных цветов, геометрических фигур и асимметричных узоров. Чтобы попытаться обмануть технологию. До более интуитивного и проверенного временем подхода, заключающегося в сокрытии маской.
Первый, который когда-то был успешным, больше не обманывает алгоритм. И вместо этого стал формой протеста. Последний остается надежным до тех пор, пока все полностью скрыто. Даже кончики ушей теперь можно проанализировать и однозначно идентифицировать.
Известные беглецы, менявшие лицо
Хотя пластическая хирургия не такая старая и доступная, как покрытие для лица, она была экстремальным методом. Когда Ронни Биггс был приговорен к 30 годам тюремного заключения, он уже планировал свой побег.
Через пятнадцать месяцев он перелез через стену и сбежал в мебельном фургоне. Направившись сначала в Брюссель, а затем в Париж, где перенес серьезную операцию по изменению лица. Новое лицо Биггса помогло ему незаметно добраться до Сиднея. Но вскоре его опознали, и он снова оказался в бегах.
Хотя его новое лицо теперь было хорошо известно, он избегал ареста еще 36 лет. Хотя в конечном итоге он сдался из Бразилии в 2001 году.
За это время он зарабатывал на жизнь своей известностью, записав две песни с Sex Pistols. Позируя для фотографий с туристами за деньги. И снявшись в документальном фильме о своей жизни. Операция Биггса помогла ему начать новую жизнь. Хотя он и не проявлял интереса к сохранению анонимности.
Наркобарон Чупета начал стирать свои биометрические данные в 1990-х годах в Бразилии. Платя чиновникам за удаление отпечатков пальцев, изображений и личных данных из официальных записей. Затем он изменил внешний вид своих челюстей, скул, глаз, рта, ушей, носа.
Он покидал свой дом только ночью и только для велосипедных прогулок и операций. Его изменения были настолько успешными, что следователям США пришлось обратиться к прослушиванию его телефона. Поскольку они не смогли получить ордер на основании визуальной идентификации.
Несмотря на усилия Чупеты, распознавание голоса оказалось успешным и привело к обыску. В ходе которого он был в конечном итоге арестован.
Большинство людей, в основном хорошо сопоставляют человека с его фотографией. С частотой ошибок от 20 до 30 процентов.
Операции Биггса и Чупеты сегодня не сработают. Хотя они вполне могут по-прежнему эффективно защищать от узнавания человеком, машины работают по-другому.
Сложность остаться анонимным
Система распознавания работает, превращая отдельное лицо в серию точек данных, уникальных для данного человека. И сравнивая эти точки с сохраненными данными.
Алгоритмы становятся все более изощренными. Способными извлекать уникальную информацию даже из самых нечетких входных данных. Требуя лишь небольшого количества функций или точек данных для (обычно точного) совпадения.
Большинство пластических хирургов сосредотачивается на одной функции. Сохраняя остальную часть структуры лица неизменной. И, таким образом, по-прежнему хорошо идентифицируемой как ряд точек данных.
Есть исключения: на сегодняшний день есть операции, которые коренным образом изменяют структуру костей. Тем самым изменяя расстояние между точками данных на лице, делают реципиента неузнаваемым.
Они относительно редки, обычно требуют ряда операций в течение значительного времени. Они включают в себя исправления бровей, изменения подбородка. Экстремальные пластические операции также радикально изменят структуру лица.
Все это требует значительных ресурсов и времени на восстановление. А также обширных режимов лечения и медицинской поддержки. Ни один из них не способствует анонимности.
В заключении
Когда мы путешествуем по улицам, небу и магазинам в реальной жизни, а также в цифровой вселенной, наши лица, тела и поведение бесконечно фиксируются, регистрируются и отслеживаются.
Лишь немногие могут попытаться жить вне сети. Другие могут избегать камер или скрывать свои черты, когда это необходимо. Это может работать, так же как и экстремальные пластические операции или постоянные биометрические манипуляции.
По мере того как все становится идентифицируемым, конфединциальность приобретает все большее значение.