Шкала Рихтера является логарифмической, то есть она увеличивается на порядок. Поэтому землетрясение силой 10 баллов в 10 раз больше, чем землетрясение силой 9 баллов. Какое это имеет отношение к чему-либо? По сути, разница между магнитудой 9,5 и 10 составляет около 5,6 раз.
Возможно ли землетрясение магнитудой 13?
Таким образом, число 13 примерно в 1 000 000 раз превышает энергию 9 баллов. Существуют ограничения на количество потенциальной энергии, которая может быть сохранена, а затем высвобождена обычным способом.
Что ж, землетрясение магнитудой 13 на самом деле невозможно. Потому что оно потребовало бы столкновение на разломе, намного большем, чем диаметр самой земли. Может быть, с точки зрения высвобождаемой энергии это возможно в самый неблагоприятный день для Земли и ее жизни.
Единственный сценарий, при котором возможно землетрясение магнитудой 13, в результате столкновения с землей огромным астероидом/кометой. Диаметром 100 километров или более. Планета будет стерилизована, океаны испарятся, атмосфера сдуется, ни одно живое существо не выживет.
Объект достигший поверхности земли, передает земле примерно половину своей кинетической энергии. В случае болида диаметром 10 километром (то есть того, который ударил 66 млн. лет назад). В сейсмическую энергию преобразуется не менее 50 миллионов мегатонн энергии.
Это приведет к землетрясению силой 12,3 балла. Достаточно сильному, чтобы разломать земную кору. Вызвать очень сильные землетрясения и извержения вулканов за тысячи километров. И достаточно мощному, чтобы подбросить объекты на тысячи метров в воздух.
Подсчитано, что землетрясения силой 15 баллов будет достаточно, чтобы полностью разрушить Землю. А самое мощное из когда-либо зарегистрированных было магнитудой 9,5 в Чили в 1960.
По некоторым оценкам, когда Тейя столкнулась с Землей и создала Луну, ее сила удара была где-то около 14,5. Но на самом деле масштаб не имеет значения для чего-то такого размера. Тейя немного сбила Землю с орбиты. И навсегда изменила ее осевой наклон. Не говоря уже о полном уничтожении коры. Поэтому слово “землетрясение” не совсем подходит для описания последствий этого.
Может ли магнитуда землетрясения быть отрицательной?
Да. Землетрясение нулевой магнитуды имеет конечную ненулевую энергию. Таким образом, землетрясение может иметь отрицательную магнитуду и при этом иметь ненулевую энергию. Горные взрывы на глубоких рудниках имеют отрицательную магнитуду.
Такие землетрясения, имеющие отрицательную магнитуду, называются ультрамикроземлетрясениями. Если кирпич бросить на землю с высоты, это вызовет сверхмикроземлетрясение отрицательной магнитуды.
На что будет похоже землетрясение в 10 баллов?
Землетрясения магнитудой 8,5 и выше обычно происходят в разломах (трещинах в земной коре), называемых зоной субдукции.
В двух словах, зона субдукции – это разлом, который образуется, когда одна тектоническая плита погружается под другую прямо в мантию. По мере того, как плита погружается, основная пластина блокируется. Она выдерживает большую упругую нагрузку и начинает деформироваться. В конце концов плита больше не может удерживать давление, и зона субдукции разрывается, вызывая землетрясение.
Зоны субдукции – единственные разломы, которые могут вызвать землетрясение такого масштаба. Потому что только они имеют такую большую площадь поверхности. Другими словами, они имеют длину и ширину, необходимые для возникновения такого землетрясения.
Самое крупное землетрясение в истории, Чилийское 1960 г., произошло в зоне субдукции, называемой Перуанско-Чилийской впадиной. Этот разлом расположен у западного побережья Южной Америки.
Землетрясение 1960 года разорвало участок длиной почти 1000 и шириной более 300 километров. В результате землетрясения и вызванного им цунами погибло от 2000 до 6000 человек. Этот разрыв вызвал землетрясение силой 9,5 балла.
Короче говоря, землетрясение магнитудой 10 разрушит целые регионы. Продлится долгое время и потенциально вызовет огромные цунами. Да, звучит как фильм-катастрофа.
Можно ли предсказывать землетрясения?
Нет, мы не можем делать никаких прогнозов в обозримом будущем. Проблема в том, что землетрясения, как и погода, представляют собой математически хаотичные системы. В которых небольшие изменения могут иметь огромное влияние на результат.
Во-первых, потому что это чрезвычайно сложная система. Дело не в том, что это трудно понять. А в том, что здесь слишком много переменных, которые необходимо учитывать.
Небольшие изменения в горной породе оказывают существенное влияние на то, где напряжение будет максимальным. А после землетрясения все перетасовывается, так что следующее может быть совершенно другим.
Во-вторых, мы не можем провести правильные измерения во всех нужных местах. Нужно было бы провести измерения напряжения в месте, где развиваются землетрясения. А землетрясения называют мелкими, когда они достигают глубины 70 км. Средняя глубина составляет от 70 до 300 км.
Для сравнения: средняя глубина нефтяной скважины всего 2 км. Самая глубокая скважина составляет 10 км. Нам не хватает в 10 раз! У нас просто нет средств для измерения в нужном месте.
Итак… Это сложная система, и мы не можем измерить то, что нужно измерить, чтобы что-то предсказать.
В случае с погодой у нас есть миллионы метеостанций, метеозондов и спутниковых данных. Которые передают суперкомпьютерам, строящим модели погоды. Но и метеорологи все еще слишком часто ошибаются, несмотря на все свои усилия.
Но в случае землетрясений у нас почти нет данных из недр земли. И у нас очень мало прошлых данных. Единственное, что мы можем измерить, – это постоянно происходящие тысячи крошечных землетрясений. Но хотя это результаты снятия напряжения коры, это не дает нам фактической информации о ее текущем состоянии.
Некоторые утверждают, что можно предсказывать землетрясения… Но это иллюзия.