Ядерный век официально начался в 1945 году с бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в конце Второй мировой. Когда человечество расщепило атом, в головах людей зашевелились мысли о новых возможностях.
Неограниченная мощность. Маленькие машины. Устрашающие устройства судного дня. В течение двух десятилетий после роковых событий в Японии, бизнесмены, ученые и мечтатели придумывали все новые и новые способы применения ядерной энергии.
Один из таких примеров был создан компанией Ford в 1957 году. Они разработали концепцию персонального автомобиля, работающего исключительно на ядерной энергии.
Вместо двигателя внутреннего сгорания Ford Nucleon должен был оснащаться ядерным реактором. Который приводил бы автомобиль в движение, избавляя его от необходимости использовать бензин.
Сегодня эта концепция может показаться смешной, но атомная энергия рассматривалась как выход из эпохи ископаемого топлива.
Вот как это могло бы работать.
Небольшие ядерные реакторы
В основе концепции лежала идея о том, что в один прекрасный день реакторы станут достаточно малы, приемлемых размеров. Реактор будет использовать деление урана для питания небольшого парового двигателя, который будет двигать автомобиль вперед.
В основу конструкции были положены те же реакторы, которые устанавливались на атомных подлодках.
Нередки случаи, когда секретные правительственные технологии со временем становятся достоянием публики. Например, система глобального позиционирования (GPS) была изобретена американскими военными. Но быстро стала общедоступной, и теперь ей ежедневно пользуются миллионы людей.
Форд считал, что ядерные технологии будут развиваться по аналогичной траектории.
Чтобы оградить людей от опасного ядерного топлива, Форд задумал создать небольшие реакторы. Которые будут заменяться в специальных сервисных центрах по мере израсходования топлива. В то время Форд предполагал, что каждый автомобиль сможет проехать до 10 000 километров, прежде чем потребуется замена реактора.
Спортивная или экономичная модель?
Поскольку реакторы необходимо было периодически менять для обеспечения безопасности автомобиля, Форд полагал, что люди смогут выбирать между различными моделями реакторов, подобно моделям двигателей.
Это может быть экономичная модель, позволяющая эксплуатировать автомобиль как можно дольше. Прежде чем потребуется замена реактора.
Также можно было бы выбрать спортивную или производительную модель. В которой эффективность была бы обменяна на мощность. Каждый раз при замене реактора можно было выбрать новый тип реактора.
Конец бензина
К сожалению, правительство так и не отказалось от контроля над ядерными технологиями. Считалось слишком опасным выпускать эту технологию в открытый доступ.
Правительство США опасалось распространения ядерного оружия. А обычные люди боялись утечки радиации после автомобильной аварии. Но видение Форда опередило свое время. Форд представил себе конец бензина за несколько десятилетий до того, как эта идея стала общепринятой.
Даже сегодня большинство электромобилей производятся на ископаемом топливе. И заряжаются электричеством, которое в конечном итоге вырабатывается с помощью ископаемого топлива.
Форд хотел полностью отказаться от бензина. С появлением ядерной энергии бензин стал бы неактуальным. Если бы у каждого был Ford Nucleon, то необходимость в бензиновых станциях отпала бы.
К сожалению, эта идея так и не стала реальностью, и сегодня она не намного ближе к воплощению, чем в 1957 году.
Наследие
Ford Nucleon – отличный пример того, как люди 1950-1960-х годов увлекались ядерными технологиями. В популярной культуре этот автомобиль фигурирует в виде Atomic V8 в серии видеоигр Fallout. Автомобили в играх очень похожи на Ford Nucleon.
Сегодня люди хотят отказаться от бензина из-за опасений по поводу загрязнений и изменения климата. Однако без ядерных технологий, таких как реакторы Ford, эта цель остается удручающе недостижимой.
Это не единственный пример такой технологии. В свое время компания Chrysler пыталась разработать основной боевой танк, работающий на ядерных реакторах.
Вплоть до катастрофы в Чернобыле развитие атомной энергетики в СССР уверенно росло. Однако, многие амбициозные проекты не были реализованы. Такая судьба в 1960-е годы постигла шестиходовый автомобиль с атомным двигателем.
По некоторым данным, этот советский аналог атомного автомобиля начался с легкой руки Никиты Хрущева.
Созданный в 1965 году опытный образец “Волга-Атом” был оснащен двигателем в 320 л.с. Но испытания показали, что машина имела большое количество эксплутационных проблем.
Однако все вышеизложенное не имеет достаточных фактических подтверждений. Описываемый некоторыми авторами двигатель из изотопа урана 235 – это откровенно фантастика. Так что, скорее всего, речь идёт об очередном мифе. Советский автопром никогда не была из числа передовых отраслей.