Идея развития и капитализации личного бренда не является чем-то новым. На самом деле, истоки первого селфи можно отнести к эпохе Возрождения.
Самотворение не ново
Первые автопортреты в истории западного искусства были относительно скромными. Художник мог, изобразить кого-то похожего на себя на заднем плане религиозной сцены. Это соответствовало представлению о человеке: как о не очень важном смертном существе. Чье предназначение в жизни – быть фоном для масштабной и важной истории Бога и человечества.
Но Альбрехт Дюрер все изменил. На своем автопортрете, написанном в 1500 г., Дюрер не просто представил себя как достойный объект для размышлений. Он изобразил себя, по сути, Иисусом.
Ухмыляющийся, как Мона Лиза, этот нарисованный образ – торжество таланта самого Дюрера. Художник, по его мнению, является своего рода богом.
Дюрер не одинок в поисках этой новаторской идеи. В эпоху Возрождения произошел взрыв гуманистического мышления такого рода. Художники и философы (в большинстве своем не аристократы, как Дюрер и его современник Леонардо да Винчи) стали прославлять человеческий потенциал.
История самосотворения – это история о религии
Идея о том, что человек не только может, но и должен сам творить свою судьбу, имела огромное значение. И вызывала множество споров с религиозной точки зрения.
В средневековом мире католики верили, что все, включая социальное положение и место в мире, является частью общего плана Бога. Король или крестьянин, принц или рыцарь – твоя социальная роль была частью того, каким тебя создал Бог. И не подлежала сомнению или изменению.
Ренессанс и Просвещение все это изменили. Хотя европейское Просвещение часто называют “веком разума”, более подходящим названием может быть “век индивидуализма”. Поскольку такие философы, как Монтень, Вольтер, Дени Дидро и Жан-Жак Руссо, развили идею о том, что жизнь и роль человека вовсе не были предписаны Богом.
Способность к самосозиданию не совсем демократична
Для многих идея “самосозидания” неразрывно связана с историей об “американской мечте”. Много работай, трудись, и независимо от того, где и как ты родился, ты тоже сможешь стать богатым.
Но идея о том, что некоторые люди являются “прирожденными аристократами”, что они, и только они, имеют право определять свою судьбу и возвышаться над массами, оставалась частью истории самосозидания на протяжении веков.
Немецкий философ Фридрих Ницше ввел в обиход фигуру “суперчеловека”. Своего рода духовного аристократа. Чьи качества позволяют ему стать ближе к Богу.
Нужно притворяться, пока не добьешься своего
На протяжении большей части современной истории нарративы самосозидания выглядели несколько по-разному. Европейцы, как правило, подчеркивали врожденные, возможно, даже магические качества успешного человека. Американцы же сосредоточились на восхвалении трудолюбия, даже обвиняя бедных в их неудачах.
Но оба представления о самосозидании имели одну общую черту. Если вы не были гениальным творцом или трудолюбивым предпринимателем, вы все равно могли заставить людей поверить в то, что вы им являетесь.
“Человек ограничен только теми мыслями, которые он выбирает”, – говорится в одной из книг по самосовершенствованию. Сильно захотеть денег, славы или красоты – это первый и самый важный шаг на пути к их получению.
Поэтому “позитивные визуализации”, “аффирмации”, откровенная ложь – все это было не столько выдумками, сколько способами мягко подтолкнуть Вселенную. К тому, чтобы она предоставила вам ваше лучшее.
В эпоху Интернета реальность – то, что вы говорите
По мере того как на заре рекламной культуры и в старом Голливуде появлялась новая поросль самодельных икон, это ощущение “симулируй, пока не сделаешь” только усиливалось.
Таким образом, звезду от обычного человека отличало не просто наличие каких-то особых или врожденных качеств, а желание притвориться, что они есть. Создать то, что сегодня мы можем назвать “личным брендом”.
Как сказал один из современников Уорхола: “Если вы хотели быть художником, вы, по сути, просто говорили, что вы им являетесь”.
Сегодня Интернет еще больше упрощает самосозидание. Каждый, у кого есть iPhone, может выложить тщательно подобранную и отфотошопленную фотографию. Это ощущение гибкости реальности и того, какой вы ее делаете, лишь усилилось.
Вспомните преувеличенную, искусственную красоту Ким Кардашьян, и многих вдохновленных ею. Эти женщины используют свое тело в качестве своеобразного холста. Чтобы прославить силу хирургического усовершенствования.
В заключении
В конце концов, может быть, именно это и есть самосозидание. Претендовать на право изменять реальность, подобно Богу.
Этим занимаются и знаменитости, и предприниматели: формируют публичный образ. Отражающий не то, кем они являются на самом деле, а то, кем они хотят быть. А теперь это может сделать каждый, у кого есть смартфон.