Всезнающий и всемогущий Бог по определению за пределами понимания смертных. Признание такого факта послужило основой для целой школы богословия – апофазиса. Она восходит к древнегреческим представлениям о божественном.
Но признание того, что Бог непознаваем, заставляет некоторых верующих изо всех сил пытаться понять, как лучше всего следовать своей вере. В христианской традиции это признание имеет серьезные последствия в отношении греха.
Десять заповедей, возможно, являются самым известным изложением принципов Библии. Но в Ветхом и Новом Заветах содержится гораздо больше запретов и предупреждений.
А как взвешивать и судить грех – спорный вопрос среди христианских конфессий и внутри них. Это один из многих моментов, в которых Библия предлагает противоречивые указания.
Вопрос о том, существует ли “худший” грех и как судить грех породил различные школы. Вот несколько взглядов на взвешивание греха в различных интерпретациях.
Аргумент “все грехи равны”
В поддержку этой концепции богословы ссылались на Нагорную проповедь. Иисус не проводил там границы между похотью и прелюбодеянием. Но идея о том, что все грехи равны в глазах Бога, резко порицается многими священниками.
Одна из таких оговорок говорит, что все грехи описываются как одинаково грешными, но не одинаково плохими.
Другими словами, все это может быть оскорблением Бога, но не все влечет за собой одинаковые последствия и требует одинакового покаяния.
Смертные и простительные грехи
Взгляды на грех и его тяжесть являются одними из многих факторов, отличающих протестантов от католиков. Католическое богословие разработало представление о том, чем смертный грех отличается от простительного.
Первый представляет собой умышленное и вопиющее зло, нарушающее Божий закон. А второй представляет собой меньшее правонарушение, возможно, совершенное без полного осознания.
Простительные грехи считаются наносящими ущерб отношениям с Богом, и католикам рекомендуется регулярно делиться ими на исповеди. Смертный грех настолько серьёзен, что требует Таинства Покаяния и Примирения. И тот, кто умрёт в состоянии смертного греха, будет обречен на попадание в ад.
Хотя некоторые конфессии признают степень греха, протестантское движение отвергло различие между смертным и простительным. Независимо от степени проступка, любой грех технически смертен. И именно в протестантизме придерживаются идеи, что все грехи равны.
Семь смертных грехов
В Притчах названы семь вещей, которые Бог должен ненавидеть больше всего остального. Но в книге ничего не говорится о том, что следует делать с человеком, виновным в одном из этих семи грехов.
Семь давно стали важным числом в магии и религии. И идея о том, что существует семь отдельных грехов, на протяжении веков оказывала мощное влияние.
Католический список семи смертных грехов в его современной форме – гордыня, зависть, гнев, лень, скупость, обжорство и похоть – был составлен Папой Григорием I.
Сами по себе эти семь качеств, возможно, и не являются грехами. Фома Аквинский предпочитал думать о них как о пороках. Но они считаются тяжкими и особенно опасными, поскольку порождают все другие проступки.
Богохульство
Первые четыре из Десяти заповедей не касаются убийств, воровства, семейных отношений или сексуальности. Они говорят о том, что человек должен видеть Бога и поклоняться Ему. Что не существует других, что не должно быть никаких идолов, что имя Бога не должно произноситься напрасно и что необходимо соблюдать субботу.
Этот акцент подпитывает атеистическую критику Библии и значимости заповедей как руководства к моральному поведению. И это сбило с толку даже некоторых верующих, которые боятся, что приступ ругани, например, с использованием имени Бога, подтолкнет их к богохульству. Тому деянию, которое, согласно 12-й главе Евангелия от Матфея, Иисус назвал не подлежащим прощению.
Но кощунство духа не относится к мимолетному нарушению Третьей Заповеди. У Матфея Иисус опровергал обвинения фарисеев в нарушении субботы и борьбе с демонами с помощью демонов.
В этом контексте Иисус, вероятно, говорил о богохульстве как о фундаментальном состоянии, а не о слове или действии. Это упорное и сознательное отвержение Бога и обещание искупления через Иисуса.
Это можно считать непростительным грехом, потому что по определению он отказывается от возможности прощения. А также по определению любой, кто беспокоится о совершении такого богохульства, не может быть в нем виновен.