Иуда Искариот, несомненно, является самым печально известным предателем не только в Библии, но и, возможно, во всей истории человечества. Он был учеником Иисуса, который за 30 монет выдал своего учителя римским властям. Что привело к суду, распятию и воскрешению Иисуса.
Само имя Иуда означает “предатель”. Данте Алигьери в своей эпической поэме “Ад”, написанной в 1314 году, поместил Иуду в самый глубокий, девятый круг ада. Вместе с Гаем Кассием Лонгином и Марком Юнием Брутом, главными заговорщиками, убившими Юлия Цезаря. Там все трое попадают на вечное пережевывание в пасть Сатаны. Не самое лучшее времяпрепровождение.
Однако в 2006 году общественность впервые увидела совсем другую версию Иуды. На поверхность всплыла легенда 1800-летней давности – Евангелие от Иуды.
В древнем манускрипте представлена совершенно иная версия самого ненавидимого человека христианства.
1800-летняя легенда стала явью
Потребовалось почти 1800 лет, чтобы Евангелие от Иуды превратилось из легенды в факт. Святой Иреней Лионский впервые упомянул об этой книге в 180 г. до н.э. в своем труде “Против ересей”.
Иреней утверждал, что Евангелие от Иуды является подложным. Поскольку в нем говорится, что “он один [Иуда], зная истину, как никто другой, совершил тайну предательства”.
Евангелие от Иуды оставалось легендой вплоть до 1970-х годов. Когда в Египте была обнаружена его подлинная копия, написанная на коптском. Далее книга попала к швейцарскому археологу Родольфу Кассеру, который возглавил работу по ее восстановлению и переводу.
Другой Ученик, другой Учитель
Большая часть “Евангелия от Иуды” состоит из бесед между Иисусом и Иудой, в которых Иисус открывает Иуде тайны мироздания. Читатель книги сразу же заметит, что выделяется не Иуда, а сам Иисус.
Иисус предстает совершенно иным человеком, чем в четырех библейских Евангелиях. Странно язвительным, грубым, напыщенным, смеющимся над “невежеством” своих учеников. Он не очень похож на любящего учителя. А также загадочен и не желает прямо отвечать на вопросы.
Тайны, которые Иисус открывает Иуде, похожи на те, что встречаются в апокрифических “Псевдоэпиграфах”. С их мистическими рассказами о волшебном кольце царя Соломона, управляющем демонами.
Беседы с Богом
Иуда, как и сам Иисус, в Евангелии от Иуды предстает совершенно иным. Библия описывает Иуду с точки зрения его поступков, а не личности. И его поступки демонстрируют хитрость, вероломство и жадность.
Эта история знакома многим, и ее можно свести к трем основным пунктам: Иуда решает выдать Иисуса римским властям в обмен на 30 монет. Показывает властям, кем является Иисус, целуя Его в Гефсиманском саду. А затем, осознав содеянное, испытывает чувство вины и вешается.
В Евангелии от Иуды все обстоит совсем иначе. В стихе 35 показано, как Иуда единственный из 12 учеников Иисуса проявил должное уважение к нему, не сказав вслух “Бог”.
Иуда жаждет услышать объяснение Иисуса о тайнах мира. И в конце концов Иисус отводит его в сторону и приглашает на небольшую прогулку и беседу.
Тогда-то Иисус и дает все вышеупомянутые объяснения об ангелах, сотворении человечества и судьбе Вселенной. Иисус говорит о Своем плане искупления человечества не в ясных, а в абстрактных терминах. Он проявляет благосклонность к Иуде, который демонстрирует смирение. В конце концов, книга заканчивается тем, что римские власти приходят к Иуде, как в библейских Евангелиях.
Значение поцелуя
О богословском значении Евангелия от Иуды написано немало. Все эти тексты возвращаются к главному богословскому вопросу, который, вероятно, беспокоит не одного христианина на протяжении тысячелетий.
Если Иисус знал, что сделает Иуда, и Иуда действовал в соответствии с предопределенным искуплением человечества, то насколько он действительно является злодеем?
Евангелие от Иуды проясняет все эти вопросы одним простым способом: Иуда был в этом замешан. Его поцелуй был прощальным, а не предательским.
Он был добровольным козлом отпущения во всей этой схеме “спасения человечества”, действовавшей с явного одобрения Иисуса. Евангелие от Иуды изображает Иуду жертвующим собой ради дела. И с готовностью принимающим на себя презрение будущего.
Он изображен как единственный из учеников Иисуса, подходящий для этой задачи. И единственный, кому открывается истинное устройство мира. Иными словами, он – любимец Иисуса.
В заключении
Как и в случае с другими книгами, возникает вопрос о том, не является ли Евангелие от Иуды подделкой. Ведь это Евангелие родом из Египта – страны мастеров по изготовлению папирусов.
Однако некоторые авторитетные ученые подтвердили его подлинность, сравнив с другими египетскими папирусами, хранящимися в Лувре. И установили, что оно датируется III в. н.э. Примерно через 100 лет после первого упоминания о нем св. Иринеем Лионским в 180 г. н.э.