Идея о том, что удовольствие – это хорошо, может показаться не слишком “серьезной идеей”. Нас так часто предупреждают об опасностях погони за удовольствиями, и о том, как они могут сбить нас с пути. Что мы можем упустить из виду, что большие и маленькие удовольствия придают форму и цвет нашей жизни.
Когда мы размышляем о том, почему наша жизнь хороша, мы вспоминаем такие вещи, как рождение детей, долгий и шумный ужин с друзьями. Концерт, тот солнечный осенний день, нашу давнюю дружбу с кем-то.
И все же в повседневной суете нашей жизни мы обнаруживаем, что тратим время на вещи, которые не имеют значения. Упуская возможности создать такие воспоминания и наладить такие отношения, которые превращаются в истории. Которые мы рассказываем себе, о том, что сделало нашу жизнь хорошей.
Наше беспокойство указывает на то, что мы неправильно получаем удовольствие. И эпикуреизм может помочь нам делать это правильно.
Удовольствие делает жизнь лучше
Эпикур считал, что философия, которая не побуждает нас придавать истинную, главную ценность разнообразным радостям жизни, просто не может понять, что делает нашу жизнь значимой.
Таким образом, в корне жизненная философия Эпикура гедонистична. Но это не значит, что он был поборником чревоугодия. Эпикурейский гедонизм утончен, интеллектуален и основан на науке.
За тысячи лет до Дарвина эпикурейцы предложили версию происхождения видов. В результате Эпикур признает, что люди – это животные. Хотя и очень сложные и высокоразвитые животные.
Для Эпикура люди желают удовольствия и спокойствия по своей природе. Главным образом потому, что мы, как и другие развитые животные, хотим выжить и чувствовать себя в безопасности.
Однако, в отличие от других животных, у нас развитый мозг, который позволяет нам стремиться к удовольствию и стратегически избегать боли. Другими словами, мы можем использовать наш мозг для обоснованных расчетов того, что на самом деле вызывает радость и спокойствие.
Одни желания необходимы, другие разъедают
Если мы хотим радости и спокойствия, нам нужно научиться регулировать и ограничивать свои желания. Некоторые философы могут сказать вам, что лучший способ избавиться от беспокойства – это устранить все желания. Но это не подход Эпикура.
Он считает, что некоторые желания необходимы для выживания и безопасности. А другие – для безобидных излишеств, которые добавляют разнообразия и радости в жизнь.
Наше спокойствие зависит от удовлетворения необходимых желаний. Мы действительно нуждаемся в некоторых вещах. И мы можем получить незабываемые радости от безобидной расточительности, если будем следовать ей и наслаждаться правильно.
Но есть и вид желаний по Эпикуру, разъедающие. Которые он считает величайшей угрозой нашему благополучию.
“Жадность несовместима с удовлетворением, а спокойствие – это форма удовлетворения”.
Основная черта разъедающих желаний состоит в том, что они распространяются без естественных ограничений. Неограниченные желания завершают фразу “Вы никогда не можете иметь слишком много _____”. Вы никогда не сможете быть слишком богатым, слишком популярным, слишком могущественным.
Эпикур считает, что разъедающие желания разрушают наше благополучие по ряду причин. Но главная проблема заключается в том, что их просто невозможно удовлетворить.
Когда мы накладываем естественные ограничения на наши желания, когда мы сосредотачиваемся на важных вещах, многие из нас могут удивиться, обнаружив, что все, что нам нужно для радости и спокойствия, уже находится в пределах досягаемости. Особенно если мы уделяем этому первоочередное внимание.
Нам нужны друзья, хорошие друзья
Учитывая, что люди одновременно уязвимы и общительны, Эпикур считает, что выбор хороших друзей – это самое лучшее, что мы можем сделать для нашего благополучия и спокойствия.
Наша потребность в друзьях может показаться очевидной. Но точка зрения Эпикура на самом деле она довольно противоречива. Его конкуренты-стоики, например, считали потребность в друзьях признаком слабости. И даже высмеивали Эпикура за то, что тот признал, что ему нужны друзья.
И все же сегодня, даже после того, как исследования показали важность социальных связей, у многих нет друзей, в которых мы так нуждаемся.
Так что же происходит? Откровенно говоря, Эпикур считает, что наши приоритеты перепутаны. Мы не ставим в приоритет дружбу или общение с друзьями. А когда мы ставим на первое место дружбу, мы часто выбираем друзей неправильно. Мы сосредотачиваемся не на том.
Эпикурейская дружба имеет две основные черты: уверенность во взаимной поддержке и уверенность в том, что дружба коренится в общих ценностях.
“Хорошая дружба основана на вещах, которые мы можем контролировать, таких как верность, доброта и забота”.
Имея такой фундамент, друзья должны создать вместе как можно больше радостных воспоминаний.
Управление несчастьем
Поразительно современное естествознание Эпикура влияет на то, как он подходит к вопросу о страдании. В то время как некоторые философии, такие как стоицизм, рассматривают несчастье как часть божественно организованного плана. Эпикурейское естествознание утверждает, что наша Вселенная возникла в результате непреднамеренного движения атомов.
Так что для Эпикура несчастье не имеет космической цели. Оно просто случается. А поскольку Эпикур – гедонист, он считает боль и страдание плохими по определению.
Таким образом, Эпикур дает людям стратегии преодоления несчастий. А не отрицания того, что несчастья действительно плохи. Или притворства, что они хороши.
Любимый инструмент Эпикура для преодоления неудач – воспроизведение приятных воспоминаний. И оказывается, что это очень адаптивное поведение. Психологи-исследователи называют это “позитивным отвлечением”. И вы, вероятно, даже практиковали его. Когда звонили старым друзьям, чтобы вспомнить о чем то хорошем.
Конечно, одними воспоминаниями горе не пережить. Эпикур считает, что нам также нужно время и способность смириться с тем фактом, что мы не можем изменить прошлое.
Ценить науку
Эпикур основывает многие свои советы на естественных науках. В то время как его соперники, стоики, пытались предсказать будущее, интерпретируя внутренности жертвенных птиц. Эпикурейцы разрабатывали теорию мира, которая не прижилась еще две тысячи лет.
Когда Эпикур говорит, что мы должны изучать и ценить науку, он не имеет в виду, что мы все должны посвятить свою жизнь науке. Но он действительно считает, что нам нужно достаточное научное понимание. Чтобы избежать суеверий и определить разницу между хорошим и плохим объяснением, между экспертом и марионеткой.
Подумайте о том, как извращение или неприятие науки сделало преодоление пандемии гораздо более трудным и вызывающим тревогу. Люди называли вирус мистификацией, отказывались от вакцины из-за того, что видели на YouTube. Даже иногда убивали друг друга из-за масок.
Знаменитый римский эпикуреец Лукреций писал о том, сколько подобных проблем возникло во время афинской чумы. Кажется, что это явление вне времени.
В заключении
Эпикуреизм, пожалуй, единственная древняя школа философии, которая действительно пытается понять, как мы можем найти цель и спокойствие во вселенной. Которая не имеет готового ответа.
Эпикурейцы создали свой смысл, находя радость в дружбе. Удивление в изучении мира природы. И безопасность в своих связях с соседями. И да, эпикурейцы действительно любили хорошо поесть!
Эпикур пишет, что мы должны “философствовать и в то же время смеяться”, что лишний раз подтверждает как серьезность эпикуреизма, так и его игривость.